Рецензії на (2009)

20 квітня 2010,  18:56 | Рецензії | Автор: Redder

Представьте себе простой обеденный стол, обильно заставленный богатыми яствами, разложенными с невиданной щедростью. Тут вам и кусок белой булки, щедро обмазанный маслом и икрой. Тут и порция жареного картофеля с тремя огромными, обильно поперченными стейками, залитыми четырьмя соусами одновременно. Тут и консоме, зачем-то с огромной говяжьей ногой, торчащей из кастрюльки, и трехкилограммовая порция маседуана из бананов, и чудовищных размеров казан с жарким из соловьиных язычков, и еще черт знает что.

Еды так много, она такая разная, и навалена с такой жуткой небрежностью, что становится не по себе. Внезапно, как будто созерцания еды зрителю было мало, вокруг стола появляются некие существа. Они малорослы, бородаты, носят колпаки с бубенцами и штанишки с бахромой, они притопывают, хлопают в ладоши и водят хороводы вокруг стола. Ба! Да это же веселые лилипуты!

«Это еда! Да-да-да!» — поют лилипуты в перерывах между хлопаньем и топаньем. — «Ешь ее! Она вкусна!» За окном дома, где происходит вся эта мистерия, тем временем бушует снежная буря, гнутся и ломаются в щепки вековые деревья, сотнями гибнут мирные путники, застигнутые в пути непогодой, дикие, оголодавшие волки десятками тысяч врываются в окоченевшие города и, причавкивая, сжирают всех, кого встретят на пути. И над всем этим стоит старенький Мартин Скорсезе и курит.

Почему Скорсезе? Ну как же, это же он снял всю эту фантасмагорию под названием «Остров проклятых». А описанная выше сцена просто-напросто не вошла в окончательный монтаж фильма. Но в режиссерской версии она обязательно есть, я уверен. Очень уж точно она, сцена, передает весь дух картины.

Остров Проклятых – так дикие русские, а также близкие друзья степей калмыки прозвали остров Шаттер, где находится тюрьма для буйнопомешанных преступников Эшклифф. Туда направляются два Маршала Американского Союза со звездами и пластмассовыми пестиками, чтобы шерше там некую преступную ля фам. А отшершав, передать ее из рук в руки лысому сильнокурящему дохтуру. Штоб знала, как бегать босиком по морозу от добрых санитаров.

А на самом деле на острове происходит Зловещая Тайна! Врачи-убийцы там выращивают солдат-зомби для Покорения Мирового Господства и Победы над Безбожными Коммуняками – поэтому таблетки не пить, сигареты не курить и белое не надевать, а не то и тебя, Брут, тут тоже вылечат. Мировой Заговор, не слыхал штоле?

Вот такой вот незамысловатый сюжет обычной незамысловатой книги, по которому седенький но уже вполне оскаровитый Скорсезе снял свой фильм. И чего? Что плохого-то? Откуда тут вот эта вот моя, понимаете ли, ирония, и даже, не побоюсь этого слова, сарказм, сочащийся из каждого битого пикселя на мониторе?

Отвечаю – плохо в этом фильме только то, что фильма-то, как такового, и нет. Есть куча образов с выкрученной до предела контрастностью, отчего они и образами-то быть, перестают, превращаясь в карикатуры. Если злодей, то непременно с рожей, сшитой железными скобами и бельмом на глазу. Если больница, то обязательно с экспериментами над людьми и нацистским преступником во главе. Если уж врач-убийца, то только Макс фон Сюдов. И не просто Макс, а Макс В Зловещих Круглых Очках! И над всем этим весь фильм воет ветер, хлещет дождь, срывая двери с петель, валятся деревья, и только тихие буйнопомешанные дисциплинированно подметают тропинки среди дома скорби. Какой уж тут психологизм, какая уж тут драма, и для того и для другого здесь слишком много материала. Слишком мясисто, нарочито все, что ли.

Кстати, в наличии еще Секретные Записки, Тайна Запертой Комнаты, Личная Драма, О Которой Никто Не Знает, Сбежавший Из Клетки Псих, Загадочная Пещера В Скале и Еще Много Много Много Штампованных Эпизодов. Разве что зловещих чОрных карликов в конце не хватает, чтобы пришли и все объяснили. С ролью карлика успешно справляется лысый Бен Кингсли.

Плюс нельзя не отметить Громкий Саундтрэк, бряцающий Мрачным Контрабасом, когда зритель этого не ждет – довольно коварная задумка, если хотите знать мое мнение.

И даже в конце, когда оказывается, что все эти Ужасные Штампы имели под собой твердую рациональную основу, пересмотреть свое впечатление о фильме не получается. Как в том анекдоте – ложечки нашли, а осадок-то остался. Веселые лилипуты сплясали танец до конца, режиссер явно безумен, а Ди Каприо никогда не покинет этот остров.

Хотя Джеки Эрл Хейли очень хорош, да.