Рецензии на (2014)

Рецензия на фильм «Ex Machina»
Эйва в черно-белой комнате
8 апреля 2015,  11:34 | Рецензии | Автор: Елена Стрельбицкая

Представьте себе, что человек создал искусственный интеллект. Но как проверить, что этот интеллект является настоящим, а не притворством программы? Для этого существует тест Тьюринга, во время которого человек должен общаться с другим человеком и компьютером, и последний должен его заставить поверить в то, что он и есть человек. А что если компьютер внешне выглядит, как молодая, привлекательная девушка. Куда такой тест заведет его участников?

Для своей дебютной режиссерской работы сценарист Алекс Гарленд придумал историю об искусственном интеллекте, запертом в своей ограниченной «черно-белой комнате» и знакомящемся с впечатлительным программистом. Это не первый раз, когда режиссер решает заглянуть вперед на человеческий прогресс, он писал сценарии для антиутопий «28 дней спустя» и «Судья Дредд», и в его «Ex Machina» очень сложно провести грань между настоящим и будущим, ведь создание искусственного интеллекта еще не случилось, но, как правильно подмечает потом один из персонажей, может произойти в любой момент. Например, сейчас. Тогда самое время приступить к тесту.

Главный герой Калеб является идеальной кандидатурой для подобного эксперимента, вот только его личные проблемы с реальными женщинами и отсутствие романтических отношений делают его слишком восприимчивым к общению с привлекательно построенным роботом женского пола. И приводит это к предсказуемой влюбленности, заслоняющей рациональное мышление, которое так необходимо для эффективности данного теста. А заманивший его в свое логово Нейтан пускай является гением, он на самом деле самый настоящий маньяк с серьезным расстройством на сексуальной почве. Кажется, что внешняя женская привлекательность робота для него на первом месте. Он будто пытался создать более реалистичную сексуальную куклу, а не компьютер, который должен изменить мир.

Актеры Донал Глисон и Оскар Айзек в этих образах не вызывают симпатию, ведь их персонажи как-то безответственно относятся к Эйве, и как к созданию с интеллектом, и как к эксперименту. Нейтан решил поиграть в бога, а Калеб ему подыграл. К тому же, если бы они оба попали на прием к психиатру, то букет диагнозов и длительное лечение им обоим были бы обеспечены. Совсем не хотелось бы, чтоб к созданию искусственного интеллекта такая неуравновешенная парочка имела непосредственное отношение.

Поскольку самого робота режиссер решил сделать невероятно гуманоидным, играть его полностью пришлось Алисии Викандер. В образе робота она довольно убедительна. С ее Эйвой можно приятно пообщаться, она даже улыбается и умеет строить глазки, но от нее все время веет машинным холодом. Даже если ее внешне сделать без просвечивающихся проводков, она все равно чувствуется роботом, умным, но роботом. С человеком ее не спутаешь, ведь в человеческих глазах есть эмоции, а у Эйвы не ощущется наличие чувств. Есть только холодный интеллект, чем-то похожий на человеческий, но не совсем. Возможно, если ей дать время развиваться, больше взаимодействовать с людьми, изучать их, копировать их поведение, тогда бы оригинальный тест Тьюринга в закрытой комнате, когда не видишь самого компьютера и взаимодействуешь с ним лишь вербально, она смогла бы пройти. Парадоксально, но даже в созданном с помощью захвата движения и компьютерной графики роботе Санни («Я, робот») чувствуется больше человечности, чем в Эйве, которую целиком сыграла живая актриса.

Вся эта история также напомнила о Саманте из «Она» Спайка Джонза, вот та операционная система была гораздо человечнее во всех смыслах и действительно смогла бы пройти тест Тьюринга. Ведь настоящий интеллект должен уметь не просто мыслить, но и понимать чувства, а также испытывать их.

Кинокартина с одной стороны размеренная, но с другой – здесь постоянно нагнетается триллер. Любовная линия между программистом и роботом довольно односторонняя, да и чувства Калеба вряд ли подтверждают прохождение Эйвой теста. Люди прикипают к разным вещам, но это не значит, что они считают живые и неживые объекты своей симпатии равными себе и обладающими интеллектом. Будем откровенны, Калеб настолько одинок, что влюбился бы даже во флиртующий с ним постер красивой девушки.

Мельком упоминают персонажи создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера, и параллель с его творением напрашивается сама. Ведь искусственный интеллект тоже может нанести сокрушительный удар по людям. Не зря ведь Айзек Азимов сформулировал на такой случай три закона робототехники. Но ведь людям скучно создавать что-то ограниченное правилами, им интересно построить нечто автономное, что потом будет существовать и развиваться само по себе. А потом начать ставить на нем разные тесты. И будь, что будет.

Тест Тьюринга показывает, может ли компьютер мыслить, в чем его мысли могут быть схожи с человеческими, но проводить его с искусственным интеллектом стоит с огромной осторожностью, ведь с таким роботом, пусть и запертым в клетке, не стоит обращаться, как с подопытной крысой.