Новости о фильме (2009)

7 июня 2009,  19:36 | Рецензии | Автор: Иннокентий Яковлев

Честно говоря, когда шел в кинотеатр, максимум, на что рассчитывал - так это на добротный, навороченный спецэффектами трэш. Фильмы, которые являются продолжением «легендарных шедевров\серий», обычно имеют тенденцию катиться по наклонной плоскости.

Если «Терминатор» был уникальным в своем роде фильмом, где провозглашалась идея губительности разнузданного, оголтелого технократизма, возведенного в абсолют; шире - пагубность «улучшения» нашей жизни посредством создания разветвленных, всепроникающих автоматизированных и виртуальных систем, гиперболизированной квинтэссенцией которых стал «Скайнет», то уже 3-й «Терминатор», выродился в банальный экшн и попытку заработать на известном бренде. Но впечатления, по итогам просмотра, были совершенно иными… Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, начну с самых первых впечатлений. Перед нами сумеречный, суровый, постъядерный мир. Первое, что бросается в глаза - это его стилевое оформление. Тусклые, слегка «прилизанно-правильные» (не знаю, как это по иному назвать) тона, искусственно хаотичное расположение искореженных машин, зданий, обломков, сам дизайн разрушенных зданий, в особенности Сан-Франциско, создают стойкое дежавю с Fallout'ом 3, а частично 1-м и 2-м. Если вы не играли в 1-ю из названных игр, то достаточно скачать ролик и воочию убедится в истинности моих слов. Даже роботы-охотники чем-то напоминают вертолеты анклава из 2-й части игры.

В целом, дизайн мира на уровне, несмотря на то, что кто-то явно переиграл в 3-й Fallout, но не возникает ощущения ужаса войны, картины тотальной разрухи и отчаяния. Вспомните короткие антиутопические сцены из 1-й части фильма. Несмотря на их примитивизм, по современным меркам, они действительно создавали жуткое, страшное впечатление. Кромешная тьма, которую прорезают прожекторы охотников за людьми, иссиня-черные тона, изуродованные каркасы зданий и автомобилей, поля черепов, которые роботы давят своими гусеницами, отчаянная борьба горстки людей, явно обреченная на поражение и, наконец, примитивные ритмы на 1-й, 2-х нотах, полученные на каком-то б\у-шном синтезаторе - все это создает неповторимую атмосферу тотального мрака и безысходности … В 4-м «Терминаторе» этого нет: развалины более - менее аккуратно опрятны, цветовая гамма не столь мрачная, выдержана в блеклых серых тонах, повстанцы гораздо лучше вооружены, их действия скоординированы, борьба не выглядит столь отчаянной. Конечно, все это можно объяснить тем, что на дворе «только» 2018 г., в 1-м фильме, как мы помним, был 2029 год от Рождества Христова.

Теперь о роботах и, в общем, о технической наполненности мира. Надо сказать, роботы в фильме удались на славу, что и не удивительно, учитывая, что техника далеко шагнула по сравнению с 1984 г. В терминаторах чувствует зачеловеческая мощь, они быстры, страшны и беспощадны. Радикальный контраст с неуклюжим терминаторам из первой части. Огромные транспортные корабли, гигантские роботы-охотники и сцены, сопутствующие их появлению - все это словно бы призвано подчеркнуть слабость и ничтожность человека перед своим же детищем - виртуальной системой, вышедшей из под контроля.

Хотя и здесь есть ложка дегтя. Возникает стойкое дежавю с Войной Миров Спилберга: огромные роботы, хватающие людей и скидывающие их в грузовые отсеки. В Сан-Франциско проглядывается аналогия с Городом Машин из Матрицы. Наконец, разочаровало отсутствие в фильме гусеничных роботов из 1-й части, один из которых в самом начале проезжает по горе из черепов и давит ее. Наконец, на славу удалась техническая наполненность мира. Всюду мы видим технику, металл, особое впечатление производит завод по производству Т-800.

Также бросаются в глаза аллюзии к 1-й части: терминатор с оторванными ногами, с которым в начале фильма борется Коннор; терминатор, раздавливающий череп. Т-800, который преследует Джона Коннора: один из ракурсов преследования по лестнице точь-в-точь напоминает 1-ю часть; терминатор, которого Джон Коннор заливает расплавленным металлом.

Теперь о сюжете фильма, игре актеров. В начале я так и не понял, откуда появился Маркус Райт, возникло впечатление, что его разморозили или, в свое время усыпили, хотя в самом начале нам показывают контракт с Cyberdine Systems. Видимо, я просто упустил этот момент.

Поначалу ни сюжет, ни диалоги, мягко говоря, не впечатляют. Имеются повстанцы, они воюют с роботами, находят какой-то секретный код, который может подчинить роботов и сам Скайнет, затем вожди повстанцев принимают решение атаковать Сан-Франциско. Зачем, если найден способ подчинять машины? Маркус производит впечатления какого-то контуженного. С каменной миной ходит по местности, ищет непонятно что, ведет себя крайне брутально и агрессивно (тогда я еще не понимал, что он - терминатор).

Диалоги персонажей вообще оставляют желать лучшего. Маркус: «Что здесь произошло?», Кайл: «Судный День». И все… Маркус воспринимает себя как человека, он очнулся после 15 лет забвения, видит, что в мире все стало другим, это должно было вызвать естественный шок, интерес, что и как произошло. Представьте - вы через 15 лет пробуждаетесь после летаргического сна и видите руины, наверняка в вас проснется естественно желание узнать что, как, где и почему. Здесь же, практически весь фильм, не считая монолога Скайнета в адрес Маркуса, мы сталкиваемся с крайне примитивными диалогами. Понятно - это боевик, экшн, здесь не место длительным разговорам. Но в каждом боевике, на мой взгляд, должны присутствовать какие-то узловые диалоги или монологи, вводящие зрителя, а самое главное, персонажей в курс дела, в стиле: «Давным-давно началась война… несколько выживших… наше дело правое» и т.д. Здесь же мы этого не видим. Вспомните два центральных диалога Кайла Риза и Сары Коннор в 1-м фильме, которые вводили зрителей и саму Сару в действие. Это реалистичнее и логичнее, чем постоянные диалоги в пару фраз: «Ну че, ты как?», «Да нормально»; «Ну зачем так?», «Да не знаю»; «Я тебе помогу, другие не смогут», «Ладно, вот мой позывной» и т.д.

Игра основных актеров, по моему мнению, хороша. Кристиан Бейл - как всегда сух, сдержан, немногословен; проникновенно, вполголоса произносит патетические речи по радио, смотрит вкрадчиво и исподлобья – словом, ведет себя так, как и должен вести себя «народный вождь» сопротивления. Сэм Уортингтон в роли нового терминатора также достоин высокой оценки. Он брутален, силен, быстр и ловок, более человечен, чем железобетонный разрушитель всего живого и неживого Шварценеггер. Впрочем, последняя черта вовсе не делает нового терминатора лучше старого, впрочем, об этом чуть ниже.

Теперь, наконец, перейдем к главному. Что в этом фильме наиболее ценно? Когда на минном поле к Маркусу прицепилась магнитная мина, для меня стало ясно, КТО он. Последующая сцена, где Джон Коннор, допрашивая его, задает риторический вопрос: «Человек..?», и затем камера показывает истинный облик Маркуса, становится моментом истины.

Маркус не просто верит, он ЗНАЕТ, что он человек. И тут возникает типично постмодерновый вопрос, попытка ответа на который со стороны режиссера составляет оставшуюся часть фильма. Кто такой человек, каковы его критерии, где та грань, что отделяет человека от не человека, от ОНО..? У Маркуса искусственный скелет, усовершенствованная нервная система, мозг, зрение, сердце. Кто он после этого - человек или нет? У него есть органы, плоть, но все это перемешано с искусственными, более совершенными системами, более того, судя по началу фильма, его казнили, а затем, внедрив кибернетические составляющие, оживили. При этом у него осталась воля принимать решения, разум, а главное - эмоции. Так кто он после этого?

Здесь мы видим внутреннюю драму этого… существа, которая имеет аллюзию с драмой Робокопа. Но здесь она несет иной характер. Робокоп имел человеческий мозг, искусственное лицо, все остальное - механизм, симулирующий человеческую плоть, но при этом у него были человеческие эмоции, однако он понимал, что уже не человек, и никогда не сможет им стать. В случае с Маркусом все гораздо сложнее. Степень киборгизации зашла не столь далеко, физиологически он наполовину человек, но его самоидентификация, его «Я», говорят ему, что он человек. И этот конфликт, фактически, и является стержнем дальнейшей сюжетной линии. Стремясь доказать себе свою человеческую природу, он спасает Джона Коннора, последнюю надежду человечества от Т-800, а затем дает ему новую жизнь. Создатели фильма, как мы видим, все-таки на стороне постмодерна, человека определяет свобода воли, возможность выбора, ответственность за свои действия, наконец, чувства. И пока все это есть, человек остается человеком. Но еще раз зададимся вопросом. Может ли называться человеком существо, которое наполовину, если не больше, состоит из искусственных материалов, усовершенствованным мозгом и нервной системой? Вообще сама постановка подобного вопроса в фильме и ответ на него в том виде, в котором он дан, свидетельствуют о его чисто постмодерновой сути. Это проблема пост-человека, размывания самого понятия «человек»...

И эта проблема становится все более и более актуальной в нашей жизни, которая идет как-раз-таки по пути виртуализации и все большей искусственности, что предсказал еще Рэй Брэдбери в своем романе Fahrenheit 451, а также Джеймс Кэмерон в первом Терминаторе. Происходит все больший и больший охват, опутывание людей виртуальными сетями, которые становятся совершенно органической частью нашей жизнью: виртуальная финансовая экономика, процессы в которой имеют совершенно реальные последствия; виртуальная жизнь, посредством всевозможных интернет форумов, блогов, чатов, социальных и игровых сетей; виртуальное информационное пространство, когда мы знаем, что происходит в Сенегале, но не знаем что творится в нашем городе, стране; виртуальная политика, о которой мы великолепно осведомлены из ящика и интернета… Список можно продолжать и продолжать, но суть, я думаю, ясна. Расщепленный пост-человек уже здесь, среди нас и, если вы читаете эту статью, то вам не нужно далеко ходить, чтобы его найти. Достаточно взглянуть в зеркало…

В связи со всем вышесказанным, крайне любопытным представляется изначальная концовка, которая была заменена на более оптимистичную. Помните, Скайнет говорит Маркусу: «Не пытайся ему помочь. Джон Коннор уже убит». Фильм так и должен был закончиться. Джон Коннор убит, руководство сопротивления принимает решение… пересадить кожу Джона Коннора на Маркуса. Создать вечного «дублера» вождю. Сразу возникают аллюзии к роману «Дублер» Хайнлайна, в котором актер настолько вжился в образ своего двойника, изувеченного лидера оппозиции, что, когда последний умер, стал ИМ, расщепив свою личность и в итоге «роль» уничтожила человека; к роману Дж. Оруэлла «1984»; фильму «Эквилибриум», с Кристианом Бейлом в главной роли.

Чувствуете, что это означает? Лидеры сопротивления: те, кто сделали борьбу с машинами смыслом своей жизни, решили обмануть своих же бойцов, сделав лидером киборга. Они, те, кто ответственны за судьбу всех выживших людей, сознательно пошли на сделку со своим врагов, фактически предали людей, во имя «благородного» обмана.

Наконец, последнее, о чем необходимо сказать - это изображение плоти в картине. С человеческой плотью бездушное, холодное обращение: людей хватают огромными клешнями, битвы с терминаторами, оборачиваются постоянным избиением людей, причем таким, что после первого же удара человек должен был бы превратится в кровавое месиво. И все это происходит либо на фоне руин (бывшая человеческая техносфера), либо на фоне огромных цехов, изобилующих механизмами, огнем, металлом. Наконец, сама идея плоти и органов на искусственном скелете. В фильме показано пренебрежение человеческой плотью: ее насилуют, рвут и мечут, мы видим страшное сочетание металл, плоти и огня, режиссер словно бы специально делает на это акцент, желая лишний раз продемонстрировать слабость и беспомощность человека перед своим же детищем.

© 2009 Все права защищены. Использование статьи по согласованию с автором.

6 июня 2009,  15:46 | Рецензии | Автор: Redder

Сходил вчера в синематограф, ознакомился с фильмом режиссера МакГы (это не я глумлюсь, это реально так человека зовут) под названием «Терминатор: Сальвация». На мове это, правда, звучало как «Терминатор: Спасіння прийде», но что нам до той мовы, у нас свой язык есть.

Вообще по факту выхода данного фильма в фанатском терминаторовом сообществе, да и вообще в киношной и околокиношной тусовке разгорелись нешуточные споры. Одним гражданам фильм понравился, другие от него усердно плевались. Лучше всего, пожалуй выразился хмурый анонимус в каком-то заштатном стандалоне – «…трехкопеечное говно, как трансформеры и даже хуже». Цынка, сами понимаете, не даю, не хватало еще пиарить этого гражданина. А может, гражданку, половые признаки там смазанные, возможна легкая девиантность. Но само определение вышло исчерпывающим, небезосновательно отсылающим нас к Антону нашему Палычу, который, по выражению Толстого, писал пьесы еще хуже, чем Шекспир. Вот и здесь примерно та же ситуация.

Особенно учитывая, что «Трансформеры» - это не просто фильм, а мега-фильм, снятый, несмотря на мощную экономию, исключительно мастерски, и собравший, вполне заслуженно, огромную зеленую кучу бабла. Вторая часть, выходящая уже буквально на днях, обещает зажечь еще круче, ролики, тизеры и трейлеры на это недвусмысленно намекают. Ну а мы пока вернемся к обсуждаемой «Сальвации».

Не секрет, что первые две части «Терминатора», которые снимал режиссер Кэмерон, стали нетленной классикой. Настолько нетленной, что при просмотре внимание не обращается ни на что, кроме мощного экшена. Даже на дикие шмотки, страшные прически и дрянное звуковое сопровождение конца восьмидесятых. Также не секрет, что третья часть, которую снимал режиссер Йонафан Мостовой (как легко догадаться – коренной американец) вышла откровенно дебильной и никчемной. И даже пожилой Арнольд не спас положение. И надувные сиськи Кристанны Локен не помогли.

Ну а тут четвертая часть. Причем она не простая четвертая, она с закосом под первую часть новой трилогии про Т-800, оружие, стреляющее со звуком «пиу-пиу-пиу» (привет Лукасу), титановые черепа, кости под гусеницами танков, и бессмертное «айлл бибэк» (это на иврите что-то, не спрашивайте, сам не знаю).

Понятно, что надежды на четвертую (она же первая) серию возлагались самые серьезные. Но и спрос был соответствующим. Впрочем, просмотренные заранее трейлеры внушали оптимизм. Еще больший оптимизм внушал список заявленных актеров: Кристианчег Бэйл – он хотя и не старый конь, но борозды не портит, кандидатуру Сёмы Уортингтона на роль Маркуса Врайта посоветовал лично Кэмерон, ну и там еще куча народу по мелочам – Антоша Йелчин в роли Кайла Риза, Хелена Бонэм Картер в роли компьютерного интерфейса и Миша Железнобоков в эпизодической роли тупого военного™.

Что там еще нужно сказать такого обязательного? Сюжет? Ну, типа, да, есть сюжет – к 2018 году война против машин полыхает вовсю, отчаянные повстанцы терпят поражение за поражением, и есть мнение, что только сосредоточенный небритый дядька, каждое воскресенье выступающий по местному радио с проповедью «А как поступил бы Джон Коннор?», может спасти ситуацию к лучшему. Но злобная Небесная Сеть тоже не дремлет, а чтобы не дремать, посылает против Джона свое новое «умное» оружие…

И ни фига это не спойлер, не смешите, кто хотел - уже все посмотрел в трейлерах, там эта линия раскрыта со всей обезоруживающей откровенностью.

Да, так вот. Главное, что запоминается в новом фильме про крутых металлических мужиков (а это фильм таки про них,а никак не про Джона аль-Коннора) – так это… нет, не картинка, граждане. Это звук. Даже не так – ЗВУУУУУУУУУУК!!! Совершенно охренительный, простите мой французский. Лично мне (лично мне) тутошний звук понравился даже больше, чем «трансформеровский», хотя и там он сдувал с кресел неслабо. Но тут….вся гидравлика натужно воет, хрипит и жутко ухает – кресла подпрыгивают не менее чем на полметра. От взрывов и аварий с потолка сыпется штукатурка. Вот она – непобедимая сила новых технологий! Да, звук практически эталонный.

Картинка – на втором месте. Картинка практически трехцветная – серый, черный, коричневый. Все блекло и уныло. Кругом развалины и скелеты машин и зданий. Чистый Фоллаут, только еще роботы кругом шныряют – плещутся в воде, рыщут в воздухе, жужжат и топают по земле. И кто против них? Жалкие людишки с автоматами. Но с ними – Джон Коннор, а значит победа обеспечена. Спецэффекты тоже отличные, а за некоторые операторские решения неплохо бы выдать кому надо номинацию на Оскар.

И, в полном соответствии с по-гегелиански дуалистичном устройством мира, в этих могучих плюсах скрылись и наиболее коварные минусы. Потому что актерские работы не рулят совершенно. Джонни с пророческим видом излагает по третьему кругу всем известные истины («Враг будет разбит, победа будет за нами, вступай в наши ряды, бери кредит на ипотеку!»). Кайл Риз смешно топорщит глаза и заикаясь говорит малозначащее. И только Маркус (а он мне сразу не понравился!) отдувается за троих – он жжот со страшной силой. Маркус хорош, да, а остальные – не особо.

Сюжетное развитие на крепкую двойку – в наличии Побег из Особо Охраняемого Места Через Туннель, Полет на Футуристичных Самолетах По Ущелью, Висение На Одной Руке Над Пропастью Во Ржи, Тайное Проникновение в Чорную Цытадель и, конечно, Финальное Чукалово на Терминатороперерабатывающем Заводе.

Да, вот тут подсказывают про заимствования из других серий. Да, их очень много. Я сначала считал, но дойдя до пятнадцати, сбился и плюнул. Тут и прыжок на мотоцикле с моста, тут и поступь железными ногами по ступенькам, и езда на грузовике в крюком, и железяка с миниганом, и фирменный арнольдов взгляд исподлобья. И куча прямых цытат, конечно – "I’ll be back", "If you want to live, come with me", "What year is it now?" и прочее. Оно конечно все хорошо, но в меру. А то обливание терминатора жидким металлом и мгновенное замораживание его жидким азотом уже выглядит как издевательство.

Кстати, Арнольда в фильм впихнули и впрямь очень тактично и ловко – вот этот момент мне понравился, без дураков.

Многие еще говорили про дурацкую переснятую концовку. Не, не скажите. Нормальная концовка, не блестящая, без супризов, но вполне на уровне. Учитывая, что по первоначальной задумке МакГы, Коннор должен был помереть, на Маркуса должны были одеть его кожу, и тут бы он сошел с ума, и неожиданно бы всех поубивал (не шучу).А так получилось вполне себе завершенно и цельно.

Итог – фильм на крепкую четверку. Может, с минусом. Да, с недостатками, но в целом добротный. Любителям мощного и стильного экшена настоятельно рекомендуется к просмотру.