Рецензії на (2015)

Рецензія на фільм «Легенда Г'ю Гласса»
Человек в медвежьей шкуре
29 грудня 2015,  22:02 | Рецензії | Автор: Елена Стрельбицкая

Сперва его жену убили и сожгли их дом, сделав отца и сына бездомными следопытами. Потом он спас остатки своего отряда, но его оставили умирать в лесу на морозе после нападения гризли. И когда Хью Гласс выползет из своей преждевременной могилы, то отправится обратно лишь с одной целью – отомстить предателю.

В своей новой кинокартине мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, получивший в начале года целых 3 «Оскара» за «Бёрдмена», решил вернуться к более мрачным аспектам человеческой сущности, к темам мести, страха, расизма и необъяснимой жестокости, а также базовых инстинктов, превращающих людей в диких зверей. В этих заснеженных лесах, когда по пятам идут индейцы, жаждущие расплаты, каждый сам за себя, показывает нам режиссер.

«- Пока можешь дышать, борись. Дыши, продолжай дышать.»

Главную роль следопыта Хью Гласса исполняет Леонардо ДиКаприо, и то, что приходится пережить этому человеку, сложно описать словами. Сцена нападения на него медведя – чуть ли не самый шокирующий эпизод, показанный в кино в этом году. Столкновение лицом к лицу с разъяренной самкой гризли лишь подчеркивает, насколько мы являемся снаружи хрупкими. Зверь может швырнуть, разодрать человека, будто тряпку. Но, в то же время, человек может оказаться несоизмеримо сильным внутри, продолжая хвататься за жизнь из последних сил. Все уже посчитали его мертвецом, а он решил, что будет жить и отомстит. Говорят, ненависть сжигает, но порой она оказывается единственным, что не дает потухнуть внутреннему огню, когда все остальное уже потеряно.

В «Легенде Хью Гласса» ДиКаприо по сути стал этим Хью Глассом: он замерзал на морозе, он ел сырую печень, он показал, что значит выжить вопреки всему, и если уже затрагивать неизбежную тему начавшегося наградного сезона, то его предыдущие роли не сравнимы с этой. У него великолепная карьера, и есть фильмы, которые с ним можно пересматривать и пересматривать, но Хью Гласс – некто уникальный в этом списке. Он пугающе непохож и завораживающе дик среди прошлых персонажей. Иньярриту будто толкнул его с обрыва, и ДиКаприо очутился в этих новых неизведанных землях своих возможностей и таланта. Весь фильм он бродит по этим глубоким водам, и наблюдаешь за этим с широко раскрытыми глазами.

Есть в этом вестерне еще один персонаж, без которого истории не получилось бы. Скользкий Фицджеральд, который, кажется, никогда и не обладал честью. Подлая душа и без того не лучший компаньон в таком походе, а страх и вовсе превращает его в шакала. У Тома Харди это был очень плодотворный год, и каждый новый фильм с ним – это нечто особенное, где он не останавливается ни на миг. Наконец, они сошлись на экране с ДиКаприо, и их схватки вы будете ждать с огромным предвкушением.

Герои истории замерзают, иней покрывает их бороды и одежды, но вся кинокартина дышит жаром, пламенем мести, теплом свежей крови. Иньярриту сделал так, что невозможно отвернуться от экрана, что бы там ни происходило. Как бы ни хотелось, но ты завороженно смотришь «Легенду Хью Гласса», где люди, будто раненные животные, руководятся лишь самым сильным инстинктом выживания, не оставляющего место для добродетели. Табличка висельника здесь гласит, что мы все дикари. Американцы, французы, индейцы. И с этим сложно не согласиться, насмотревшись на зверства, учиненные всеми сторонами.

Бескрайние снежные пейзажи гор и реки. Ярко-алая кровь на белом снегу. Костер, разгоняющий сизый туман, окутавший все вокруг. Это все тот жеЭммануэль Любецки, который снимает так, что на каждом кадре хочется нажать «Стоп» и рассматривать его отдельно, будто картину. В дополнение к такой сильной визуальной составляющей история пропитана анимализмом, как частью индейской культуры, наполнена символами: могучий дух гризли будто вселяется в своего победителя, давая ему силы, необходимые для осуществления мести. И здесь во многом чувствуется эта сильная связь человека с природой, которая как дает, так и забирает.

После просмотра просто необходимо несколько минут спокойно посидеть, осмыслить увиденное, позволить ему пройти сквозь твое восприятие. И в конце ощущаешь только покой. Такое странное чувство умиротворения после всего, что увидено на экране. Но, кажется, именно к этому Иньярриту и стремился в результате привести как Хью Гласса, так и зрителя.

Медведь не смог его убить. И, облачившись в его шкуру, ставшую защитой от враждебного окружающего мира, Хью Гласс ступил на тропу мести, откуда нет возврата.