Рецензия на фильм «Запрещенная реальность»

11 октября 2009,  15:31 | Рецензии | Автор: Redder

На мой взгляд, нужно быть сильно ушибленным на голову, чтобы читать книги Василия Головачева, и получать от такого чтения удовольствие. Но в преддверии выхода фильма «Запрещенная реальность» (рабочее название «Смерш 21», по роману «Смерш 2»), скачал упомянутый роман, и начал читать. Ну, чтобы быть в курсе, про что там вообще. Ну, на случай, если из фильма не все пойму.

Прочитал примерно треть и бросил. После чего, собственно, и сформулировал первое предложение данной заметки. Но, надо сказать, чтение куска книги оказалось все-таки довольно полезным. Потому что теперь можно с уверенностью сказать: фильм поставлен строго по книге.

И это, кстати, можно легко объяснить, поскольку сценаристом фильма выступил не кто-нибудь, а сам Василий Головачев. В этом, я так понимаю, заключалась основная ошибка создателей фильма, потому что писатель – он уже живет в мире своего произведения, он его знает наизусть, понимает кем является каждый из персонажей. Для него очевидно, почему они поступают так, а не иначе. Исходя из этого, он и пишет.

Но для зрителя все вышеупомянутое, как правило, не очевидно, а в ряде случаев и вообще непонятно. В результате зрители изумленно следят за происходящими на экране перипетиями, не в силах уяснить даже, кто здесь герой, и откуда он такой бодрый вообще взялся. Вот именно с таким случаем мы здесь и столкнулись.

С точки зрения наивного, неподготовленного зрителя фильм выглядит примерно следующим образом: как-то раз по салону падающего самолета бежал окровавленный человек (Игорь Петренко), пытаясь обезвредить взрывное устройство. Тут самолет взорвался, человек упал с чудовищной высоты в гущу леса, но не убился, а рассмеялся. В процессе смеяния к нему пришли глюки о городе неземном, что стоит под небом голубым, а также егерь с собакой.

Егерь его выходил, назвал Матвеем, поселил у себя и заставил красить лодки. Однажды к Матвею приплыли злые люди, они хотели его убить, но Матвей всех убил сам и уехал в Москву разбираться, зачем его хотели убить.

В Москве тем временем наступает 2013 год, там испытывают иностранное «психотропное оружие». Я-то думал, что психотропными могут быть только, скажем, препараты, а оружие должно называться «психотронным». Но создателям фильма, конечно, виднее. За испытаниями оружия стоит жуткий упырь (Александр Балуев), в которого вселился не менее жуткий инопланетный (?) паразит (?) по имени Конкере. Чего хочет Конкере, неясно, но он постоянно пролезает в сознание носителя страшными чОрными веревками и невнятно угрожает про то, что «скоро рассвет, времени нет, ключ поверни и полетели».

Еще в Москве действует дерзкая шайка спецназовцев из примерно трех человек, по имени «Стопкрим», они методично убивают каких-то людей, очевидно нехороших, потому что сами они хорошие. Главный там – заросший по самые брови густым париком актер Вдовиченков. «Стопкриму» нужен Матвей, но зачем – они не говорят. Еще Матвей нужен глюкам в своей голове, они время от времени говорят ему красивые бессмысленные слова и насылают картинки недорогого 3D-скринсейвера, утверждая, что это и есть тот самый прекрасный город. Наивный Матвей ведется.

Заканчивается все, разумеется… - кто сказал «хорошо»? – Заканчивается все, разумеется, непонятно – Матвейка рубит руками чОрные веревки, заполонившие Вселенную, а потом просыпается дома у егеря весь в пару и поту, и понимает, что все это – его горячечный сон после падения с грузового самолета Ан-12, зовут его Томас Андерсон, и он – Избранный. С этой приятной мыслью Том засыпает снова. И начинаются титры.

Вот такой вот прекрасный фильм, поставленный по не менее прекрасной книге, вышел у нас на этой неделе. Бюджет, между прочим, аж 7 000 000 американских долларов. Сюжета в нем нет, интересных спецэффектов нет, развернутого, захватывающего (да хотя бы просто понятного) повествования нет, интересной операторской работы нет, мощных актерских выступлений нет. Есть только несколько неплохих (на общем фоне фильма) драк. Но смотреть фильм ради них – увольте.

Плюс ко всему, в фильме явно читается намек на продолжение: дескать, дайте срок, мы еще вам все объясним! И даже провальные кассовые сборы – а другими они быть не могут, учитывая почти полное отсутствие рекламы (где там эти 2 000 000 на маркетинг?), и само чудовищное качество фильма – не остановят создателей фильма от задумок на сиквел. Тут ведь как – если Леонид Ярмольник может обоснованно надеяться, что спонсоры простят ему недостачу в 20 000 000 долларов от неудачного проката «Стиляг», то что уж говорить о каких-то жалких семи миллионах? Продолжат снимать, ясное дело.

Фактически, наблюдаем старый тезис про «искусство ради искусства» на новом витке материально-денежных отношений: в фильм вбухиваются безумные деньги, снимается очередная мутная херня, после чего новые безумные деньги вбухиваются в новый идиотский фильм. Система самодостаточна, менять там ничего не надо. И хер с ней, и с такими фильмами.

567 

Написать комментарий

Написать комментарий...
Написать комментарий...