Рецензии на (2007)

30 апреля 2007,  08:30 | Рецензии | Автор: Redder

Посмотрев художественный фильм “Grindhouse”, много думал, как бы поточнее обписать состояние простого, ни о чем не подозревающего зрителя (вот как я) от просмотра. В результате напряженных раздумий родилась фраза: «Аццкий отжыг!» И теперь, сбросив неуместные в данном случае эмоции, можно вдумчиво приступить к описанию и анализу фильма.

Как известно всем, кто хотя бы чуть-чуть интересовался историей создания «Грайндхауса», фильма сия состоит из двух независимых частей, каждую из которых снимал один режиссер – первую часть, «Планету страха», снимал Роберт Родригес, а вторую, «Неуязвимого» - Квентин наш Тарантино. И тут, наверное, стоит вкратце объяснить, отчего так получилось.

Термин «Грайндхаус», который наши горе-переводчики перевели как «Молотильня» (причины такого перевода для меня до сих пор остаются загадкой) – он сугубо американский. Так на искореженном тамошнем пиджине называются дешевые окраинные кинотеатры, которые сутки напролет крутят всякий низкопробный трэш – про злых зомбарей, коварных маньяков, декалитры кровищи, и так далее. И камрады Родригес и Тарантино, видимо, очень любили в детстве эти самые грайндхаусы, потому что, выросши и основательно заматерев, сделали про них такой вот фильм. Такой себе трибьют далекому детству. Это, кстати, важно понимать для более глубокого погружения в стилистику фильмЫ. Потому что вот, например, камрад Кросс этого не знал, и фильм ему не понравился, что печально, потому что он, фильм, все же хороший.

Начинается представление, как и положено, с трейлера надвигающегося фильма по имени «Мачете». В фильме «Мачете» заснимается совершенно зверский гражданин – Дэнни Трэхо, и потому трейлер получился архизлобным. В нем настолько прикольно и очевидно обстебывается фильм «Десперадо», что я даже не знаю, как можно этого не заметить. Еще нельзя не заметить добродушную отсылку к родригесовскому же фильму "Дети шпионов", там Дэнни Трэхо как раз играл мега-изобретателя по имени Мачете. В фильме «Мачете» есть всего один недостаток – его не существует в природе, это очередной прикол от камрада Родригеса. После трейлера начинается сама фильма – «Планета страха», первая часть «Грайндхауса». Тут рассказывать вообще в принципе ничего не нужно, делать это – убивать атмосферу фильма, но я все чуть-чуть скажу, буквально пару слов.

Тем более, что сюжет, в лучших традициях ужастиков категории «В», укладывается в одно недлинное предложение: на секретной армейской базе на волю вырвалось жуткое бактериологическое оружие и превратило всех в кровожадных разлагающихся зомби. Ну и как и положено, будет много крови, много песен, и много прелестных дам. И некоторые даже будут на одной ноге.

Что тут добавить, товарищи? Есть мнение, что добавить к данному описанию нечего – все так и будет. И смотреть на это – одно удовольствие, настолько все трэшево, весело и отвратительно. Таких дрянных спецэффектов в оформлении зомби не видел уже давненько, с середины восьмидесятых, ага. Один высунутый язык пациента в самом начале чего стоит! Молодчага, Роберт, что тут скажешь – передать свою ностальгию по такому вот бреду – это не у каждого получится! Супер, просто супер. Очень понравилось.

Роли распределились следующим образом: в главных ролях мы наблюдаем Роуз МакГауэн и Фрэдди Родригеса (родственник? не знаю), в эпизодической роли коррумпированного генерала заснялся мрачный Брюс Уиллис, в коротком, но драматическом эпизоде засветился сам Квентин Тарантина. Родригес друга не пожалел, как и в «Деспераде», как и в «От заката до рассвета» - нарядил жутким монстром и зверски замочил. Так его, Роберт! Отлично получилось.

Ну и про визуальную составляющую тоже неплохо бы сказать, потому как она создает изрядную часть атмосферы и впечатления от происходящего. Как уже было сказано, весь проект – сплошная стилизация под фильмы-ужастики семидесятых. Потому на экране постоянно мельтешат помехи, царапины, полоски, периодически пропадает изображение, перекашиваются и застревают кадры, а один раз – десять баллов! – вообще отсутствует очередная катушка с пленкой, и пропадает примерно минут пятнадцать фильма. Классно, классно придумано! Мне очень понравилось.

А чем все заканчивается, я не скажу. Да это и не нужно. Посмотрите, поймете.

И сразу же, почти без перерыва, начинается второй фильм. «Почти» - потому что перед ним идут еще три трейлера на несуществующие фильмы – «День Благодарения», «Женщины-оборотни СС» и «Нельзя». Выглядят тоже неплохо, вполне, можно сказать, аутентично, хотя мне «Мачете» все равно понравился больше. И уже после них начинается второй фильм.

Вот кстати интересно, с какого это перепугу “Death Proof” все поголовно переводят как «Доказательство смерти»? Ладно бы там какая-то хитрая игра слов была заложена, так ведь нет, главный герой неоднократно говорит, что, типа “my car is 100% death proof”. Что это означает, камрады переводчики, братья-бойцы? Или у вас никогда не было наручных часов, которые Made in Taiwan и потому water-proof, sand-proof, dust-proof и так далее? “Death Proof” можно перевести как «Неуязвимый» (не вполне точно) или как «Смертеустойчивый» (коряво, но лучшего варианта придумать не удалось). На Кинокадре, вот, придумали еще название «Непроницаемый для смерти» - еще более коряво, но довольно точно. Ну да бог с ним, с названием.

В начале фильма, распаленный отменными зомбячьими мозгами, густо раскиданными по экрану в родригесовой половине, был я в предвкушеньи – дескать, ну, сейчас Квентин подхватит эстафету, ну щас он даст! И Тарантина действительно дал, но как-то слабовато. Примерно так, как дает нынче популярный писатель Павел Коэльо – вроде как пишет книги, а присмотришься повнимательнее, и вовсе не книги это, а сопливое графоманство, замаскированное под вселенскую мудрость. Потому Павла я не читаю, мерзкий он. Тарантино в этом плане, хотя и получился несколько получше, но не сильно. И даже не потому, что его половина хуже. Нет, ничем она, по большому счету не хуже, вполне такая «тарантино-стайл», много разговоров, намеков, отсылок, ругани и так далее. Просто, как мне кажется, фильм категорически не попадает в контекст заявленного низкобюджетного триллера «пра маньага» - там слишком много смысла. И расслабленные предшествующим зомбовым хоррором мозги зрителя просто не успевают адаптироваться к обилию информации. Вот вам, кстати, объяснение того, почему фильм в Штатах провалился в прокате. Проще надо быть, Квентин, проще.

Однако что это я – все хожу вокруг да около, а об водке, как говорится, ни полслова. Обговорим коротенько, про что вторая часть «Грайндхауса».

Она про то, как молоденьких девушек поджидает на темных ночных дорогах опасный автомобильный маньяк Каскадер Майк на своем «смертеустойчивом» автомобиле. Перед этим он добродушно болтает с ними в баре, отпускает шуточки, предлагает подвезти. А потом кааак прыгнет! И все – полетели отрубленные части тела по закоулочкам (1 сцена). И понеслась душа в рай. То есть – машина по обочине (3 сцены). И матюги – по звукоряду (514 сцен). А так – ничего особенного, в общем.

Но! Тарантина не был бы Тарантиной, если бы не напихал в свой фильм всяких загадок, непонятностей и откровенного стеба. Ну, заснял совещание четырех главных героинь в стиле начальных кадров «Бешеных псов», ну, прокрался в радиопередачу в родригесову половину фильма, ну, сам заснялся в эпизодической роли алкоголика – это все ладно. Сразу же после выхода фильма значительная часть зрителей озаботилась серьезнейшим вопросом – не нарушена ли последовательность событий в фильме? В первой части “Death Proof” Каскадер Майк – суровый, немногословный парень с жутким шрамом на щеке. Он сажает девушек к себе в машину, после чего убивает их. А то еще – врезается в их машину своей. И тоже убивает. И не пьет. Положительный персонаж, однако. А во второй части, он – веселый придурковатый дядька в черных очках, который яростно хлещет виски и гоняется на машине за девчонками просто чтобы попугать, куражу ради. В конце его жестоко избивают его бывшие жертвы. Вот и возник вопрос – не могло ли быть так, что события второй части предшествуют событиям первой?

С вопросом обратились непосредственно к Квентину. Тот ответил, но ответил так, что никто не понял, о чем это он. А сказал он следующее: «Вы напрасно рассматриваете “Death Proof” как один фильм. На самом деле, возможно, это два фильма, снятые на одну и ту же тему, с разными персонажами и, соответственно, разными их мотивациями». Когда я в последний раз заглядывал на форум imdb.com, народ там все еще не мог отойти от этого откровения.

Заснялись в фильме не сильно известные, но неплохие актеры и актерки - Роуз МакГауэн, Квентин Тарантино, Курт Расселл, Розарио Доусон, Ванесса Ферлито, Марли Шелтон, Майкл Паркс, Джордан Лэдд. Курт, который ранее снимался строго в фильмах ниже уровня плинтуса, в этот раз показал себя очень неплохо. Я его даже сперва принял за другого ветерана околоплинтусного фронта – Майкла Мэдсена.

Сильно опечалило то, что Тарантино решил не сильно заморачиваться со стилизацией под былые годы. Поэтому помех и царапин на пленке у него в фильме на два порядка меньше. Поэтому и смотрится все на два порядка менее интересно, к сожалению. И даже отсутствующая катушка, как у Родригеса, выглядит не сильно уместно. Так, фишка.

Итак, итоги. В целом, проект оказался интересным, да. Безусловно, новое слово в режиссуре и подаче материала. Вместе с тем, двойная порция фильмов длиной в три с лишним часа оказалась удобной и интересной не для всех. Как это говорил Альфред Хичкок, «рассчитывайте длину фильма, исходя из мочевого пузыря зрителя».

Но посмотреть, считаю, все равно нужно. Хотя бы для того, чтобы вдоволь поностальгировать по прошедшим восьмидесятым и тогдашним дурацким, но все равно дико классным фильмам. Смотрите!