Рецензии на (2015)

Рецензия на фильм «Игра на понижение»
Аутсайдеры против банковской самоуверенности
4 февраля 2016,  00:28 | Рецензии | Автор: Елена Стрельбицкая

В 2007 году банки США, стоящие всем своим весом на ненадежных ипотечных кредитах, начали идти ко дну. Банкротства, падение акций, попытки уменьшить урон с помощью государственных средств в короткие сроки зацепили банки других стран, существующие в одном финансовом поле, что ударило по экономике в мировом масштабе. Такие необъятные разрушения, произошедшие из «надежной» системы, на которой богатели многие. Но никому из них не приходило в голову, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а мышеловки захлопываются. Зато такой исход событий предвидело несколько аутсайдеров финансового мира, и они решили, что смогут извлечь их этого приличную выгоду.

Режиссер Адам МакКей, прославившийся комедиями с Уиллом Ферреллом, решил отступить от привычного жанра и посягнуть на реальные исторические события, ставшие переломными для современной экономики. Финансовый обвал, случившийся на рынке США в 2007-2008 годах, потом волной прокатился по всему миру, и его последствия все еще множатся во многих странах. Над такой темой уж точно не пошутишь... или все-таки доля юмора – здоровой иронии и циничного сарказма – просто необходима, чтобы разобраться, что же тогда пошло нет так, кто знал, что так произойдет, и сумел на этом обвале заработать?

Все начинается с финансиста Майкла Берри, который любил пересчитывать то, что остальные считали стабильной прибылью. Пока банковские служащие за отличные проценты продолжали раздавать кредиты на жилье направо и налево, Берри высчитал, что ипотеки с самым высоким рейтингом являются фикцией и потянут весь Уолл-стрит на дно уже в скором времени. И он сделал то, что делают эти самые банки: решил заработать на воздухе. Он предложил им страховую сделку на крупную сумму, на которой заработает, только когда рынок недвижимости упадет. А до этого Берри обязался выплачивать приличный процент. Банки посчитали его сумасшедшим и, довольно потирая руки, согласились прикарманить его денежки. Только зря они радовались, ведь финансист действительно увидел мыльный пузырь из кредитов, которым те себя окружили. И когда тот лопнет, Берри, а кроме него еще несколько смекалистых парней значительно приумножат свои активы. Кристиан Бэйл покоряет в таком образе. Это одна из лучших ролей его зрелого периода, который, хочется, чтобы никогда не заканчивался. Он одет здесь в простую футболку и шорты, ходит в офисе босяком, слушает тяжелый рок, когда размышляет, и его финансовый гений, пожалуй, самый харизматичный персонаж фильма. Будто рок-звезда экономического мира.

Второй раз за последние двенадцать месяцев удивляет и покоряет Стив Карелл. Сперва «Охотник на лис», теперь «Игра на понижение», и несмотря на то, что последний фильм частично является комедией, его роль здесь совсем не комичная. Наоборот, его Марк Баум является одним из самых серьезных персонажей данной истории, чья личная трагедия позволила ему лучше всех раскрыться и запасть в душу. Из основной четверки за весь фильм именно он проходит самый долгий путь, и они с героем Бэйла в результате оказываются у МакКея почти на одном уровне по своей важности.

Не все банковские служащие были абсолютно слепы и не замечали, что сами себе копают яму, и один весьма предприимчивый из них парень решил также поучаствовать в выигрышном деле и поставить против банков. Джаред Веннетт, обладая банковской хваткой и одновременно желанием опустить Уолл-стрит, оказывается весьма полезным сообщником в этом деле. Воплощающий его Райан Гослинг уже больше двух лет не появлялся на большом экране, успев за это время дебютировать в режиссуре, поэтому видеть его вновь в кино, да еще и с такой прической из прошлого – двойное удовольствие.

В более скромной роли появляется здесь бородатый Брэд Питт, воплощающий параноидального экономиста и, в определенном роде, философа, который выступает за возвращение к органической пище собственного производства. «Игра на понижение» больше является его продюсерским проектом, нежели актерским. Как и в «12 лет рабства», он вновь выбрал себе скромного и не слишком бросающегося в глаза персонажа, выступающего в роли мудреца-наблюдателя, который не лезет в первые ряды, но и не остается совсем в сторонке.

Компанию в этой игре против банков указанным выше актерам составили Джереми СтронгХамиш ЛинклэйтерРейф СполлФинн Уиттрок и Джон Магаро. Ничего о них не слышали? Не беда, на Уолл-стрит об их персонажах сперва тоже никто ни слухом, ни духом, но они решили не упускать свой шанс. Эти актеры ни в коем случае не пасуют перед известными именами в первом ряду фильма. Каждый из них находится на своем месте, их персонажи отлично прописаны, и наблюдать за обладателями менее громких имен не менее захватывающе, чем за «великой четверкой». Женских персонажей здесь очень мало, поэтому не обратить внимание на эффектную Мелиссу Лео невозможно.

Чтобы снять комедию о дефолте, причем настолько удачную, живую, умную и местами трогательную, нужно обладать незаурядным талантом. МакКей очень старался изъясняться доступным для зрителя без экономического образования языком, пересыпая события вставками, где знаменитости, среди которых Марго Робби в пенной ванной, объясняют сложные термины. Не факт, что после просмотра «Игры на понижение» вы на все сто процентов разберетесь, что там и к чему, но кинокартина позволяет хотя бы в общих чертах обрисовать причинно-следственную цепочку событий, которые подкосили мировую экономику, увидеть, что такое Уолл-стрит, и к чему приводит человеческая жадность.

Вполне вероятно, что «Игра на понижение» вызовет у вас желание разобраться в этой истории более основательно, ведь мы живем в мире, которым правят банки, и весьма полезно знать, что в них творится и к чему это приводит. Для этого и существует книга Майкла Льюиса, которая легла в основу кинокартины.

Мало кто откажется заработать деньги на пустом месте. Но если крупные банки считают себя умнее кучки аутсайдеров, трезво смотрящих на вещи и не витающих в облаках из долларов, то аутсайдеры это как-нибудь переживут. Когда получат от этих самых обанкротившихся банков миллионы прибыли.