Новости о фильме (2009)

25 января 2010,  08:46 | Рецензии | Автор: Redder

Небритый негр Илай приносит в тюрьму последнюю в мире Библию, и ее там распечатывают массовым тиражом. Это одновременно сюжет нового фильма «Книга Илая», его кульминация и последние десять минут хронометража. Для чего тратить на фильм больше, точнее – час пятьдесят, мне решительно непонятно.

Шумиха вокруг данного фильма мне тоже не сильно ясна. Ну, постапокалиптика. Ну, разрушенная ядерной войной и адской солнечной радиацией Америка. «Фоллаут» вышел двенадцать лет назад, уважаемые, а последняя, ФПС-ная его инкарнация – и вовсе недавно, многие еще помнят. Что там такого нового, граждане, чего не было раньше?

Вот говорят (по большому секрету) - религиозные мотивы там, оказывается, могучие. Это да, это сложно не заметить. Слепой пророк по имени Илия, тридцатилетнее хождение за три моря по пустыне, наставление все желающих и нежелающих на путь истинный, и прочие фичи. Библия, опять же. И чего? В чем идея данного фильма?

В том, что Библия – суперкнига? Это не новость, лет двадцать назад даже мультсериал такой религиозный был, "Superbook", по каналу «Хортица» его казали. В том, что боженька яростно оберегает своих пророков и никому не дает их тронуть? Плохо оберегает, и нехорошая смерть Илюши тому доказательство. Что с Библией жизнь теперь резко наладится? Ага, без воды, топлива и электричества – божественная сила поведет божественной рукой и божественным образом все станет как было.

Вообще говоря, идейно фильм настолько православен и хоругвеносен, что Павел Лунгин, посмотрев его, должен сгрызть себе ногти до самых локтей от зависти. Вот где суровый накал веры, вот где добро с кулаками и непротивление злу острой мачетой! Вот где шпарится про сожжение всех Библий и пришедший прямо за этим событием Большой Пэ! Вот где, в конце концов, чуть ли не прямым текстом сказано «молитесь, суки, и все вам будет заебись, а иначе нипочем заебись не будет!»

Хотя конечно же, невменяемый Петр Мамонов смотрелся бы в фильме гораздо бодрее флегматичного Дензела Вашингтона.

Глубина продуманности и реализм воплощения постъядерного американского общества потрясает. Ослепшие граждане почему-то не сдохли тридцать лет назад, а по непонятным причинам живут, и на них даже тратят дефицитную еду и воду. Люди в загибающемся без воды, занесенном радиоактивным песком по самую макушку городке вполне здоровы и ничуть не выглядят страдающими от жажды или недоедания.

Даже ни одного супермутанта не видать, ёлыпалы! А ведь весь фильм нам настойчиво показывают кратеры от взрывов межконтинентальных ядерных ракет. Кстати, кратеры почему-то находятся не в городах, куда целиться логичнее всего, а посреди пустыни. Плохие, плохие блоки наведения у наших «Булав», так и не починили их, судя по всему.

Главный в городе, между прочим владелец такого себе ковбойского салуна по имени Карнеги (), занимается, судя по всему, только тем, что читает книжки и орет на подчиненных. Читает, кстати, Муссолини – явная недоработка, такому мерзкому злодею опускаться ниже «Майн Кампф» должно быть западло. И беспокоит его отнюдь не проблема обеззараживания населения посреди радиоактивной пустыни, не решение водного вопроса, не налаживание торговых связей с другими выжившими.

Нет, на такие мелочи великий Карнеги не разменивается. Ему нужна Библия! Пенсионер твердо знает – как только у него в руках окажется она, жизнь во всем мире резко пойдет на лад. И это вполне объяснимо, ведь гораздо легче сидеть в кресле и мечтать обо всякой херне, чем поднять свою задницу и сделать что-то осязаемое.

Кстати, то, что Карнеги злодей, не должно вводить нас в заблуждение – сам Илай думает ровно так же, иначе не тащил бы за собой книжку хрен знает куда в течение тридцати последних лет.

Это, вообще говоря, тоже ужасно интересный вопрос – ведь за тридцать лет Америку можно обойти вдоль и поперек, даже если считать, что наш Илья вышел из штата Мэн (крайняя северо-восточная точка США) и дошел до Сан-Франциско (Алькатрас находится именно там) – по прямой это чуть меньше 4 500 километров. Средняя скорость пешехода – 5 км/ч, если идти в день 12 часов, получается 60 километров. Делим 4 500 километров на дневную норму, получаем 75 дней. Два с половиной месяца - именно столько нужно, чтобы пересечь США из конца в конец.

Конечно, Илья шел не по прямой. Конечно, не каждый день получается одолеть аж 60 километров. С другой стороны, бензин в этом мире, кажется, не является проблемой, вон у Карнеги минимум четыре заправленных под завязку внедорожника имеется, да и байкеры резвятся вовсю. Так что несколько раз нашего смурного негра могли и подвезти, как это сделала Солара в конце. Ну не будем придираться, пускай год у него ушел на это путешествие, пускай даже два. Но где он шлялся целых тридцать лет?

Глупость на глупости, однако. То его никто не может убить, то вдруг могут. То он снайперски стреляет из дробовика на двадцать метров и машет тесаком как десять ниндзя вместе взятых, то оказывается беспомощным слепым. То он спокойно наблюдает, как байкеры режут путников, то декларирует человеколюбивые христианские ценности.

Бредятина, если вы спросите меня.

Кстати, с негодованием отметаю упреки в том, что я, дескать, ничего не понял, и фильм на самом деле о другом. С тем же успехом я могу заявить, что это вы ничего не поняли, а фильм именно таков, каким я его описал – сумбурное, малобюджетное нечто, безуспешно пытающееся сойти за библейскую притчу. Эдакий «Иисус с кулаками», в рамках программы «Католичество - это круто» из фильма «Догма».

Вполне закономерно, что при таком бессвязном сюжете фильм в прокате провалился – собрал 66 миллионов по всему мире при бюджете в 80 миллионов. Не спас его ни харизматический Дензел Вашингтон (внучок Джорджа, надо полагать), ни чудовищно постаревший Гэри Олдман (ну у него и вовсе роль была глупая и картонная, играть нечего), ни шикарный и лысый Рэй Стивенсон, ни интересные (действительно интересные) операторские решения в духе «Дитя человеческого».

Дурной фильм. А раз так, то и смотреть его напрочь незачем. Разве что, как уже упоминалось, последние десять минут. Чисто чтобы понять, про что там. А так – нет, не стоит он того.