Рецензия на фильм «Способный ученик»

30 августа 2006,  08:30 | Рецензии | Автор: Redder

Некоторые считают, что Стивен Кинг не умеет писать. ПисАть, конечно. Некоторые другие уверенно полагают, что по Стивену Кингу нельзя поставить фильм. И те, и другие, понятно, заблуждаются. Стивен Кинг писать умеет. И это вполне понятно – будучи автором четырех десятков романов и сотни рассказов поменьше и поплоше (а иногда и получше), довольно странно не уметь писать. ПисАть.

Особенно хорошо его романы читаются в возрасте лет пятнадцати! Гормоны у подростков бурлят, неоформившиеся еще мозги жаждут крови и порнухи – и романы товарища Кинга дает им это в избытке. Кровь фонтанами, жуткие монстры, немыслимые совокупления, подростковые страхи – все как в лучших домах. Я знаю, я читал. ЧитАл.

Еще радует доскональное знание гражданина Кинга комплексов своих соотечественников. Превращения людей в инопланетян (с выпадающими зубами, волосами и прочими красивостями), озверевание домашних животных, кровососущие вампиры, ожившие мертвецы и машины (а иногда и ожившие мертвецы в оживших машинах) – это все не может не радовать. Это, я бы сказал, дает богатую пищу для размышлений.

Ну и про кино тут тоже все достаточно просто. Кино по Кингу получаются в основном очень хорошие. Достаточно вспомнить кубриковского «Сияющего» с Джеком Николсоном, или «Мизери», или «Ловца снов» (см.), или «Оно» (см.), или «Зеленую Милю», или «Куджо», или ту же «Кристину». Красота, однако.

Конечно, бывали и оплошности. «Бегущий человек» вон ни к черту не годился. Но там и от оригинала мало что осталось. «Газонокосильщик» не получился совсем – так ведь и рассказ был совсем про другое. Других неудачных экранизаций не помню.

Тихо мечтаю временами, чтобы когда-нибудь экранизировали «Долгую прогулку». Хотя книга, конечно, все равно гораздо лучше, чем даже самый разудалой фильм.

Замечено также, что очень хорошо у Стивена нашего Кинга, нашего почетного танцующего клоуна, получаются книги, где, в сущности, ничего ужасного не происходит. Где нет никаких зловещих мертвецов, бледных вампиров или особо опасных демонов. Где есть просто люди. Которые ведут себя так, что сразу становится понятно – с такими людьми нам никакие демоны не нужны. Они нам, я извиняюсь, просто ни в какое место. Ни вынуть, ни вставить. Люди, да. Что характерно, это и задолго до камрада Кинга было понятно.

Среди упомянутых условно-документальных книг у предмета нашего разговора есть ровно две выдающиеся – это «Рита Хэйворт и освобождение из Шоушенка» (в переводе она, конечно, называется «Домашний адрес: тюрьма») и «Способный ученик» (как ни странно, переведено правильно). Обе эти книги экранизированы. «Рита…» даже получила там за что-то «Оскара», но речь, несмотря на это, не про нее. Речь про ученика.

Где-то в американской глубинке живет себе, не особо тужа и кручинясь, старый нацистский преступник Курт Дюссандер. Он во время войны был начальником в концлагере. Он там сотнями убивал евреев и украинцев. И может, даже тысячами. Но очевидных душевных мук это ему не причиняет. Совести у него нет, у мерзавца.

И вот он живет. Примерно лет двадцать. А потом – его хитро вычисляет простой американский паренек Тодд. То есть он понимает, что их пожилой сосед, и преступник Дюссандер без срока давности – это одно и то же, я извиняюсь, лицо. Точнее, фашистская морда.

Но, как ни странно это нам может показаться, паренек Тодд – он и сам не особенно душевно чист. Он не сдает гнусную немецкую морду тамошнему карательному аппарату, а наоборот, приходит к немцу в гости и начинает выпытывать у него – как там, в лагерях, было, что и зачем.

И это, конечно, понятно. Америка в той войне участвовала мало (по нашим меркам), поэтому тамошним детям что шесть миллионов погибших, что двадцать – это совсем без разницы. У них эвон – четыреста с копейками тысяч потерь в войне, а они все равно считают, что это они войну выиграли. Они там, есть мнение, в Америке, все что дети малые.

А вообще, сюжет навевает смутные сомнения. Есть даже такое предположение, что камрад Кинг – он большой конъюнктурщик. Пишет строго под социальный заказ. Только надо написать про насилие в семье – вот вам, дети, «Роза Марена». Только про вред абортов – вот вам «Бессонница». Если про пьянство – вот он, «Сияющий». А если срочно нужно про живых фашистов – и такое есть, держите, пацаны, только смотрите не обпакайтесь.

Хотя существует вероятность, что Кинг просто следует случайным движениям своей истерзанной, мятущейся писательской души. В этом случае, мы конечно, должны отнестись к упомянутым метаниям с уважением.

Но несмотря на все мои придирки, фильм «Способный ученик» - он хороший. Поэтому сильно углубляться в сюжет я таки не буду. Я буквально скажу еще пару слов.

Пацанчик Тодд быстро учится у фашиста, как правильно вести себя с людьми, как лгать, шантажировать, бить, пытать, унижать, а также как следует должным образом убивать домашних животных. Котов там, голубей. И так далее. Есть мнение, что далее по жизни это ему сильно пригодится.

Старого фашиста играет английский актер Иен Маккеллен. Актер он, конечно, большого таланта. И немец у него получился хороший. Старый такой. И очень злобный. До того злобный, что просто удивительно. Наверное, и сам Иен тоже не подарок.

Пацана сыграл напрочь мне неизвестный юный актер Бред Ренфро. Сыграл тоже хорошо. Типаж «тупой агрессивный подросток» получился замечательный, мне понравился. Особенно когда он зарубил бомжа лопатой.

Ежели вкратце – тяжелый фильм, да. Ну так ведь и режиссер – Брайан Сингер, автор первых двух «Людей Х» - он талантливый. Короче – рекомендую. Фильм, а не режиссера.

PS: Плюс лично меня, как матерого фаната Красной Армии, очень порадовала сцена со сжиганнием поганой эсэсовской формы. Смотрел и радовался (см. скриншот).

849 

Написать комментарий

Написать комментарий...
Написать комментарий...